Управлением Федеральной налоговой службы по Самарской области был сформулирован ряд общих правил, соблюдая которые, можно законно избежать привлечения к так называемой «субсидиарке» (субсидиарной ответственности).
Институт КДЛ
Управление ФНС подчеркивает, что контролирующим должника лицом (КДЛ) может быть признан не только акционер (участник) компании и ее руководитель, но и субъект, не связанный с должником формально. В качестве контролирующего лица могут выступать:
- родственники лиц, входящих в руководящий состав дочерних предприятий должника;
- бенефициары должника.
Внесение субъекта в число КДЛ происходит в судебном порядке, тем более в ситуации, когда кредиторами исчерпаны иные возможности удовлетворения своих законных требований и они твердо намерены привлечь КДЛ к субсидиарной ответственности.
В ходе правоприменения уже выработаны критерии недобросовестности поведения контролирующих должника лиц, ответственных за своевременное и полное исполнение обязательств и формирование долгов кредиторов.
Меры предосторожности
Чтобы избежать привлечения к субсидиарной ответственности, Управление Федеральной налоговой службы предостерегает должника от:
- регистрации фирмы — «двойника», на которую перекладываются риски и ответственность должника, причем подобные повторные попытки лишь осложняют ситуацию, заводят ее тупик;
- вывода прибыли должника на счета подставной компании;
- создания схем типа «центр прибыли и центр убытков»;
- игнорирования проблем, связанных с возникновением долгов, неоправданного и немотивированного бездействия;
- незаконных манипуляций в отношении бухгалтерской и налоговой документации;
- вывода активов с целью их сокрытия от кредиторов;
- неучастия или неполного участия в судебных спорах, пассивности, которые могут грозить объективным банкротством.
Управление напоминает, что недобросовестность действий КДЛ влечет за собой не только гражданско-правовую, но и уголовную ответственность.
Усилия налоговиков дают плоды
Налоговое ведомство подчеркивает, что в качестве органа, уполномоченного представлять интересы России по предъявлению требований в делах о банкротстве, оно проводит успешную работу по взысканию убытков и привлечению КДЛ к субсидиарной ответственности. Результат этой работы — пополнение государственного бюджета 14,2 миллионами рублей в 2020 году и 13 миллионами рублей, поступивших в казну только в первом квартале 2021 года. Определенная доля поступлений в госбюджет связана с привлечением к субсидиарной ответственности вне рассмотрения дел о банкротстве.
В заключение следует напомнить, что недавно Управление Федеральной налоговой службы по Архангельской области и Ненецкому автономному округу проинформировало общественность о больших своих успехах пополнения бюджета в рамках дел о банкротстве.